Преодоление биосферно-социального кризиса

Данная статья — это переработанные заметки по теме «Преодоление биосферно-социального кризиса», что были подготовлены в апреле 2008 года.

По существу концепция ландшафтно-усадебной урбанизации это — средство разрешения биосферно-социального кризиса.

Это касается как глобального масштаба, так и регионального масштаба. Однако для этого ландшафтно-усадебная урбанизация должна обладать определёнными качествами.

Главное требование к ней — обеспечить в преемственности поколений воспроизводство биологически (физически и психически) здорового и высоконравственного населения, способного развивать культуру, при сохранении и развитии биоценозов в регионах, где должны быть организованы инфраструктуры проживания и хозяйственной деятельности людей.

Т. е. она включает в себя два аспекта:

  • биоценозно-экологический;

  • и социо-культурный.

Главные принципы биосферно-экологической политики государства

Основой биоценозов на континентах являются реки и озёра: вода обуславливает продуктивность биоценозов, как по общему объёму биомассы, так и по разнообразию биологических видов.

Соответственно, первый вопрос — государственная политика и дисциплина водоохранных зон вдоль берегов ручьёв (места нерестилищ), рек, озёр. Причём в государственную стратегию политики водоохранных зон должна быть положена биологическая наука (мнения биологов «биоценозников», экологов), а не требования хозяйствующих субъектов упростить им жизнь и обеспечить краткосрочную (в масштабе жизни биоценозов) наивысшую рентабельность их предприятий.

Далее, политика и дисциплина водоохранных зон обязывает иметь не только так называемые «национальные природные парки» и с десяток другой федеральных заповедников, но и в каждом регионе не по одной заповедной зоне, в которых хозяйственная деятельность должна быть запрещена полностью, а режим туризма и отдыха в них должен быть согласован с режимом воспроизводства биологических видов в этих зонах.

Назначение такого рода заповедных зон — быть источником экспансии биологических видов в зоны, где хозяйственная деятельность и жизнь людей препятствует нормальному воспроизводству поколений биологических видов в биоценозах.

Нарушение режима водоохранных и заповедных зон должно рассматриваться как особо тяжкое преступление и караться безжалостно, так чтобы нарушители были более пяти лет озабочены на работах по возстановлению экологии биоценозов — может быть в этом процессе в них пробудится любовь к Природе.

Социо-культурный аспект

Семья — зёрнышко, из которого вырастает будущее общества. Поэтому главный вопрос — обеспечение жизни семьи, исходя из ориентации именно на это её социальное предназначение.

Условия жизни семьи в городе и в сельской местности — различные в силу исторических особенностей развития нынешней цивилизации.

При этом город характеризуется:

  • с одной стороны тем, что:

    • домашний быт в нём проще,

    • возможности получения образования, медицинского обслуживания, разнообразия досуга (при наличии свободного времени) выше,

    • график труда и отдыха неизменен в течение года;

  • с другой стороны тем, что:

    • город — его техносфера — мощнейший мутагенный фактор, вследствие чего воспроизводство биологически здоровых поколений в нём невозможно,

    • чем больше город — тем слабее физиологическое и психологическое воздействие Природы на человека, вследствие чего горожанин склонен утрачивать прежде всего психическое здоровье.

Село характеризуется:

  • с одной стороны:

    • открытостью человека к физиологическому и психологическому воздействию Природы,

    • минимальным уровнем мутагенного воздействия техносферы;

  • с другой стороны:

    • большим объёмом трудозатрат по ведению быта семьи,

    • дефицитом трудовых ресурсов в одни сезоны и невостребованностью располагаемых трудовых ресурсов в другие сезоны,

    • меньшими возможностями получения образования, медицинской помощи, отсутствием разнообразия досуга, доходящими вплоть до полной невозможности доступа к названным социальным ресурсам.

Соответственно этим обстоятельствам демографическая стратегия государства должна обеспечить:

  • отрицательный биологический прирост населения в городах вообще.

  • депопуляцию городов-миллионников и создание путей проникновения на их современную территорию природных ландшафтов соответствующих регионов, чтобы на территории городов могли быть образованы зоны отдыха горожан и уменьшена техногенная нагрузка на их население.

  • биологический прирост населения в сельской местности, избыточный по отношению к востребованности трудовых ресурсов на месте.

  • переток молодёжи из сельской местности в город.

  • балансировку миграционных потоков населения (из села в город, из города в село).

По отношении к этой демографической политике ландшафтно-усадебная урбанизация должна обеспечить в сельской местности:

  • качество быта семьи и возможности получения образования, медицинских услуг, разнообразие здорового досуга на уровне, доступном ныне в городах, и поднять его выше, чтобы обеспечить равнокачественность (равные возможности) личностного развития людей вне зависимости от места рождения и проживания,

  • сохранить физиологическое и психологическое воздействие Природы на человека с целью обеспечения воспроизводства биологически здоровых поколений, характерное для жизни в сельской местности.

Изменить облик большинства городов так, чтобы город перестал быть средой, подавляющей и угнетающей физиологию и психику человека.

Принципы весевого освоения территорий

Для того, чтобы сказанное выше стало осуществимо необходимо решение следующих задач:

  • согласование водоохранных и заповедных зон с географией разработки месторождений полезных ископаемых, военных и стратегических объектов.

  • подчинение инфраструктур транспорта, энергетики и связи страны стратегии и режиму водоохранных и заповедных зон;

  • привязка к транспортной инфраструктуре новых населённых пунктов, строительство которых должно быть осуществлено в соответствии с концепцией ландшафтно-усадебной урбанизации.

Проектирование населённых пунктов ландшафтно-усадебного характера должно исходить из следующих принципов:

  • На первом этапе к ландшафту и инфраструктурам привязываются зоны хозяйственной деятельности, зоны отдыха, жилые зоны.

  • В населённом пункте всё большей частью должно быть в пределах пешеходной доступности в течении не более получаса — сорока минут; основной внутрипоселковый транспорт — велосипеды и самокаты, веломобили, в периоды заснеженности — лыжи (средства борьбы с гиподинамией должны быть интегрированы в образ жизни населения);

  • Участки, выделяемые под усадьбы, не должны примыкать друг к другу: их должны разделять полосы нетронутой природы или искусственных насаждений шириной порядка 10 — 20 метров.

  • Периметр участков должен быть криволинейным (природа не знает прямых углов и линий, а криволинейный периметр участка более органичен и психологически не создаёт барьера между человеком и Природой).

 

Архитектура домов и характер размещения строений на участке должны обеспечивать:

  • либо изначально комфортную жизнь семьи нескольких поколений под одной крышей так, чтобы каждый мог уединиться и быть в то же время в пределах общения с другими,

  • либо возможность модернизации и расширения дома в расчёте на перспективу роста семьи (с одной стороны — забота о стариках обязанность детей, с другой стороны — дети должны расти, видя перед собой все возрасты своей предстоящей жизни).

  • Т. е. это предполагает, что демографическая политика государства признаёт, что только семья нескольких поколений способна дать полноценное воспитание детям и решить социальную проблему одинокой старости, вследствие чего государство должно поддерживать именно этот тип семьи в качестве господствующего всею своей политикой.

 

Вопросы занятости населения могут решаться на следующих принципах:

  • в сельском хозяйстве соответственно сезонным потребностям в трудовых ресурсах;

  • промышленные предприятия целиком или их технологически специализированные подразделения могут быть привязаны к той же транспортной инфраструктуре и население окрестных населённых пунктов может на них работать. Средства доставки персонала — личный автотранспорт и автобусы служебной развозки по расписанию.

  • промышленные предприятия могут развивать свои мощности, с учётом возможностей привлечения дополнительных трудовых ресурсов в период межсезонья сельскохозяйственных работ;

  • сельскохозяйственные предприятия, если они привязаны к инфраструктурам транспорта и энергетики, могут создавать вспомогательные промышленные производства для работы на них в периоды межсезонья основного персонала.

 

Такая система организации труда и быта может быть тем более работоспособна и продуктивна, чем выше общекультурный и образовательный уровень населения (вследствие чего смена места работы и профессии для большинства людей — не стресс и не проблема).

 

Однако это может быть достигнуто при условии, если политика государства признаёт:

  • что смысл жизни человека не в зарабатывании денег,

  • что основная масса населения — не средство удовлетворения потребительской и иной похоти так называемой «элиты»;

  • что экономическая деятельность людей — средство обеспечения смысла жизни каждого из них: иными словами человек должен жить и работать во имя некой идеи, получая при этом достойную зарплату, позволяющую ему обеспечить развитие своей семьи, воспитание детей, досуговое общение с другими людьми и т. п.

В редакции от 26 апреля 2008 г.

Дополнения: октябрь 2010

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *