Зачем быть искусству

Начнём с постановки трёх последовательных вопросов:
1) Что такое искусство?
2) Зачем быть искусству?
3) Каким быть искусству?
и попробуем ответить на них. 

1. Что такое искусство

 

Искусство можно рассматривать как особую форму представления и осмысления мира и человека в художественных образах. Художественный образ в сознании превращается в мысли и слова, которые в свою очередь рано или позно становятся материальными, т.е. реализуются тем или иным образом в жизни человека и шире — всего общества.

Искусство выступает прежде всего как специфический (образный) способ познания действительности, но одновременно является и специфическим, образным способом её оценки, утверждением определённой системы ценностей; произведения искусства создаются на основе отражения, осознания реального мира, однако сознание, по словам В. И. Ленина, «…не только отражает объективный мир, но и творит его», созидая то, чего в действительности не было, нет, а подчас и не может быть (фантастические образы, гротеск и т. д.); таким образом, искусство представляет собой способ «практически-духовного освоения» действительности, отличающийся и от её чисто духовного освоения, характерного для теоретического знания, и от чисто материальной практики. Произведение искусства представляет собой всегда и духовный образ — модель жизни, и материальную конструкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д., созданную художником по законам техники и технологии обработки данного материала. Но эта конструкция сама играет двоякую роль: с одной стороны, она даёт художественному образу материальное воплощение, вне которого он — как и любая другая модель — не может существовать; с другой стороны, она выступает как особая, художественно-образная система знаков, как специфический художественный «язык» (музыкальный, хореографический, живописный, архитектурный, кинематографический и т. д.), призванный донести до сознания людей заключённую в нём художественную информацию.

Таким образом, искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому искусство выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей. Хотя все эти функции искусства, слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого — художественного воздействия искусства на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.

В сущности, искусство представляет собой составную часть культуры, оно отражает и создаёт культурные нормы, оказывая тем самым управляющее воздействие на общество и человека в этом обществе. Как уже говорилось, искусство является одним из средств общения между людьми, в том числе и между людьми разных поколений, отстоящих друг от друга на сотни и тысячи лет — т.е. средством передачи и воспроизводства информационно-алгоритмического обеспечения жизни общества.

Надо заметить также, художественное произведение, вернее процесс его создания, является средством познания мира и самопознания и для самого художника — человека, создающего произведение. Поэтому творчество надо считать необходимой для каждого человека потребностью, соответственно у него должны быть и возможности (условия) развития в себе творческих способностей в той или иной области искусства.

 

2. Зачем быть искусству

Теперь, исходя из всего вышесказанного, можно ответить на вопрос — зачем быть искусству, т.е. произвести целеполагание. 
Задачей искусства на настоящий момент является изменение культуры общества, построение по крупицам альтернативной культуры таким образом, чтобы:

культура способствовала достижению всеми людьми на Земле человечного строя психики и устойчивому пребыванию в нём на протяжении всей остальной жизни (с момента достижения)

➡ неизбежным следствием чего будет являться организация людьми справедливого жизнеустройства, иными словами — построение коммунизма.

О нашем понимании терминов смотри:

{spoiler title=человечный тип строя психики }

Человек разумный от всех прочих биологических видов в биосфере Земли отличается тем, что информационно-алгоритмическая структура его психики генетически не запрограммирована однозначно, а является продуктом личностного развития, протекающего как под воздействием внешних обстоятельств, так и на основе его собственного разумения.

Информационно-алгоритмическое обеспечение поведения человека включает в себя:

Инстинкты, безусловные рефлексы;
Условные рефлексы, культурно обусловленные автоматизмы, привычки;
Интеллект, разум, сознание, воля;
Интуиция, предчувствие.

В психике всякого индивида есть возможное или действительное место всему этому. Но есть и то, что выделяет человечество из биосферы планеты, однако на это господствующие ныне биология, психология и социология внимания не обращают, и потому об этом не пишется ни в школьных, ни в вузовских учебниках. Суть этого умолчания состоит в том, что названные выше компоненты могут быть по-разному упорядочены, порождая различные типы структуры личностной психики, вследствие чего всякая особь биологического вида «Человек разумный» может быть носителем одного из четырёх более или менее устойчивых в течение взрослой жизни типов строя психики:

Человечный

Человечный тип строя психики характеризуется тем, что каждый его носитель осознаёт миссию человека — быть наместником Божиим на Земле (Коран, суры: 2:28, 27:63, 35:37). Соответственно этому обстоятельству он выстраивает свои личностные взаимоотношения с Богом по Жизни и осмысленно, волевым порядком искренне способствует осуществлению Божиего Промысла так, как это чувствует и понимает. Обратные связи (в смысле указания на его ошибки) замыкаются Свыше тем, что человек оказывается в тех или иных обстоятельствах, соответствующих смыслу его молитв и намерений. Иными словами, Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств. Этот строй — норма для человека, которая должна достигаться в подростковом возрасте (к началу полового созревания и пробуждения половых инстинктов) и обретать устойчивость к началу юности (завершению процесса формирования организма), после чего она должна быть неизменно характерной для организации его психики на протяжении всей дальнейшей жизни во всех без исключения обстоятельствах.

То есть для человечного строя психики нормально, когда в его иерархии интуиция выше разума, разум выше инстинктов, а все вместе они обеспечива-ют пребывание человека в ладу с биосферой Земли, Космосом и Богом…

 

Демонический

Демонический строй психики характеризуется тем, что его носители способны к творчеству и волевым порядком могут переступить и через диктат инстинктов, и через исторически сложившиеся нормы культуры, вырабатывая новые способы поведения и разрешения проблем, возникающих в их личной жизни и в жизни обществ. Будет ли это добром или злом в житейском понимании этих явлений окружающим — зависит от их реальной нравственности. Обретая ту или иную власть в обществе, демонизм требует безоговорочного служения себе, порождая самые жестокие и изощрённые формы подавления окружающих.

«добрый» благонамеренный демонизм (хочу, чтобы в мире не было зла, чтобы всем было хорошо, «давайте жить дружно»),
«злой» демонизм (чего я пожелаю, то и есть «добро»),

вопрос о том, кто есть человек и отличается ли он от демона в ранее определённом нравственно-психологическом смысле этого термина, приводит к вопросу о том: Есть ли Бог — Творец и Вседержитель?

Если Бог есть, то ЧЕЛОВЕК — ЭТО ТОТ, КТО ОСОЗНАЁТ И ВОПЛОЩАЕТ В ЖИЗНЬ ПРЕДЛОЖЕННУЮ ЕМУ В СУДЬБЕ И ИЗБРАННУЮ ИМ СВОЮ ДОЛЮ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОМЫСЛА БОЖИЕГО О ЖИЗНИ МИРОЗДАНИЯ И ВСЕХ СУБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ В НЁМ.
Либо если Бога нет, то человек — это то существо, которое выше было описано как «добрый демон», который хочет, чтобы в мире не было «зла», чтобы всем было «хорошо», чтобы все жили дружно; а для того, чтобы это осуществилось, такой добрый демон-человек (как единолично, так и в составе корпораций) борется против злых демонов, для которых «добро» — это то, что они хотят получить в готовом виде или достичь в результате своих усилий:
единолично;
или на основе признания каждым из них определённой иерархии и корпоративной дисциплины, принятой в этой иерархии.

 

Зомби


Строй психики биоробота, «зомби» — когда в основе поведения лежат культурно обусловленные автоматизмы, а внутренний психологический конфликт «инстинкты» — «культурно обусловленные автоматизмы» в поведенческих ситуациях в большинстве случаев разрешается в пользу культурно обусловленных автоматизмов. Но если изменяющиеся общественно-исторические обстоятельства требуют отказаться от традиционных в той или иной культуре норм поведения и выработать новые, то «зомби» отдаёт предпочтение сложившейся традиции и отказывается от возможности творчества.

 

Животный


Животный тип строя психики — когда всё поведение особи подчинено инстинктам и удовлетворению инстинктивных потребностей, не взирая на обстоятельства.

Статистика распределения взрослого населения по типам строя психики, при которых они проводят бóльшую часть времени, по отношению к тем, кто не достиг необратимо человечного типа строя психики, представляет собой статистику остановки в личностном развитии на пути от младенчества ко взрослости. В зависимости от статистики распределения людей по типам строя психики общество порождает и свою социальную организацию, развивает свою культуру, либо способствуя консервации достигнутого состояния и рецидивам попыток рабовладения, либо способствуя тому, чтобы человечный строй психики был признан нормой и гарантированно воспроизводился культурой при смене поколений в качестве основы для дальнейшего личностного и общественного развития народов и человечества в целом.

{/spoiler}

{spoiler title=коммунизм }

Коммунизм — строй жизни общества, в котором исчезнет паразитизм меньшинства на большинстве, все потребности будут удовлетворяться гарантированно и бесплатно по принципу «от каждого по способности — каждому по потребности» на основе господства в обществе праведности, устойчиво воспроизводимой культурой в преемственности поколений. Это будет возможно как вследствие общего роста производственных мощностей всех отраслей, так и потому, что произойдёт преображение культуры и в жизнь войдут новые поколения людей, с иной нравственностью и психикой, на которую необходимость труда, освоения профессиональных навыков и знаний, само участие в трудовой деятельности общества, не будут оказывать угнетающего воздействия вследствие раскрепощения в преобразившейся культуре творческого потенциала каждой личности, ныне закрепощённого у большинства взрослых неумелым и неправедным воспитанием их в детстве.
В коммунистическом обществе труд не станет первейшей жизненной потребностью, как то утверждала марксистская пропаганда, подразумевая, что труд всегда подчинён задаче удовлетворения потребностей людей в еде, одежде, и т.п. продукции и услугах.
Первейшей потребностью станет личностное и общественное развитие и деятельность в русле Божиего Промысла, а необходимый труд в этом процессе займёт своё органичное место.
Иными словами, если говорить об идеалах коммунизма, то коммунизм — это организация жизни общества, в котором:
— человечный тип строя психики, начиная с юности, признаётся единственно нормальным для всех людей вне зависимости от пола, национальности, расы, профессиональной специализации, родственных и приятельских взаимосвязей; 
— культура такова, что человечный тип строя психики как основа жизни и личностного развития всякого индивида (разве что за исключением случаев тяжёлой врождённой патологии и последствий черепно-мозговых травм) достигается подавляющим большинством к началу пробуждения половых инстинктов в процессе развития их организмов; 
— человечный тип строя психики воспроизводится устойчиво в преемственности поколений так, что его носители в обществе составляют основную статистическую массу (т.е. их доля в составе взрослого населения стремится к 100 %). 
Всё остальное в коммунизме — выражение и следствие названного. Что касается названия, то оно исторически преходяще. Коммунизм, как идеал, к которому должно стремиться человечество в своём развитии, пропагандируется издревле: это и Царство Божие на Земле, и Золотой век, и Человечность.

{/spoiler}

А также рекомендуем прослушать две композиции, в которых эти термины выражены в художественной форме:

Как было сказано, исскуство есть составная часть культуры, которая при этом её отражает и формирует, поэтому прежде чем искусство сможет изменить культуру в целом, оно само должно быть соответствующим образом изменено. Таким образом, вслед за тезисом «нам нужна иная школа» можно выдвинуть и тезис — «нам необходимо новое искусство».

3. Каким быть искусству

Итак, мы подошли к вопросу — каким же должно быть это новое искусство?
Попробуем сформулировать ряд критериев:

1) Прежде всего, художественное произведение должно помогать человеку учиться мыслить самостоятельно (причём именно помогать учиться, а не учить). Поэтому произведение не должно быть дидактическим, не стоит давать одни лишь готовые ответы, идеи в готовом для употребления виде.Произведение по возможности должно ставить наводящие вопросы, таким образом, чтобы процесс чтения, просмотра фильма и т.д. был процессом диалектическим, превращался в своего рода диалог, беседу между автором и читателем, зрителем, в дальнейшем порождая беседу, обсуждение уже между читателями/зрителями (их тандемами и политандемами).
Этот критерий является ключевым с той точки зрения, что истина — одна, и человек, у которого выработан навык самостоятельного мышления обязательно рано или поздно придёт к ней.

2) Художественное произведение должно быть добрым. В том смысле, что в его художественных образах должны выражатся добро и Любовь, и таким образом произведение будет воспитывать, а вернее сказать (поскольку всё это заложено в человека изначально) — поддерживать и развивать в человеке светлые чувства, божественное начало. Также в произведении должны отражаться и раскрываться в образной форме такие понятия как со-весть , чувство меры, чело-вечность, язык жизненных обстоятельств, должно быть дано представление о типах строя психики.

3) Художественные произведения должны быть разного уровня, т.е. рассчитаными на разную меру понимания читателей/зрителей. Взятые в целом, они должны выстраиваться в некую «лестницу» — от простого к сложному — по которой человек будет подниматься, строя мозаичное мировоззрение и развивая своё миропонимание. Особо приоритетным является создание произведений для детей и юношества.

4) Социалистический реализм и критический реализм.
Условно можно разделить все произведения разных видов искусства на два жанра:

социалистический реализм — говоря упрощённо, это произведения, которые показывают «как надо», создают модель, представление о том, каким должно быть будущее, в каком направлении необходимо развиваться человеку и всему обществу. Причём это не значит, что в произведениях этого жанра речь всегда идёт буквально о будущем времени, в соответствии с высказыванием «будущее уже наступило, оно просто неравномерно распределено» такие произведения могут описывать настоящее и прошедшее (в большинстве случаев так и есть), но таким образом, что показываются прежде всего положительные стороны жизни общества, проявление человеком лучших качеств как должное. При этом, как правило, о реально существующих отрицательных явлениях в обществе такие произведения умалчивают либо преуменьшают их значимость. Примером такого рода произведений могут служить советские фильмы, такие как «Большая перемена», «Премия», «Дело Румянцева» и многие другие.

критический реализм — произведения, которые показывают «как не надо», т.е. выявляют и демонстрируют отрицательные стороны жизни общества, разнообразные человеческие пороки, их проявления и последствия. При этом во многих случаях какие-либо положительные явления, даже реально существующие, вообще не находят своего отражения в таких произведениях, показывается исключительно «неприглядная сторона реальности». В качестве примеров таких произведений можно назвать многие фильмы времён перестройки и постсоветского периода — «Маленькая Вера», «Интердевочка», «Все умрут, а я останусь» и другие.

Можно сказать, что наилучшим путём является создание произведений, которые можно отнести одновременно к обоим этим жанрам, т.е. в которых совмещены демонстрация как пороков общества, так и положительных сторон его жизни, проявлений доброты и Любви, духовной красоты человека, и в которых при этом намечены пути преодоления отрицательных явлений в жизни общества, социальных проблем, а также показаны скрытые методы управления обществом и человеком в частности. На этот счёт можно привести такие высказывания:
«Философия «мировой скорби» не наша философия. Пусть скорбят отходящие и отживающие» (И.В. Сталин)
«Это преступление — видеть мир таким,каков он есть,и не видеть его таким ,каким он должен быть!» (Сервантес).

5) Кроме того, произведения, разумеется, должны обладать непосредственно художественной, эстетической ценностью, т.е. формой, адекватной содержанию.

Теперь перейдём от общих критериев к некоторым более контретным. Для начала назовём следующие:

1. Изображение курения, употребления алкоголя и иных наркотических веществ.

Вышеназванное упоминать в произведении можно только в двух случаях:
• если наркотические вещества (в т.ч. табак и алкоголь) употребляют отрицательные персонажи, и тем самым у читателя/зрителя будет создаваться подсознательное отвращение к курению, выпивке и иным способам одурманивать себя. 
• если наркотические вещества (в т.ч. табак и алкоголь) употребляют положительные герои, но при этом показан процесс осознания ими пагубности этих вредных «привычек», т.е. показано, например, как герой произведения бросает курить (причём после этого его жизнь изменяется к лучшему), 
осознаёт , что алкоголь разлагает психику и, соответственно, перестаёт употреблять его и т.д. Примером такого рода произведения является рассказ А.С. Грина «Ветка Омелы»
Создание привлекательного образа курящего и/или пьющего человека категорически недопустимо.

2. Изображение отношений между людьми, в частности, между мужчиной и женщиной.

Не допускается использования такого устойчивого стереотипа, как «несчастная любовь». Такого явления в природе не существует. Некое мучительное чувство, которое почему-то принято называть любовью, на самом деле являеся чувством неудовлетворённости примитивных собственнических инстинктов. Настоящая Любовь не может приносить человеку страданий, независимо от того, взаимная она или нет, она не может быть «несчастной» в принципе. Более того, не бывает и «безответной любви» — если один человек любит другого, то некий «ответ» в той или иной форме он получает в любом случае. («Кто любит — тот любим, кто светел — тот и свят»)

Причём речь вовсе не только о страданиях «отвергнутых». Фактически, то, что называют обычно «любовью» на деле является культурной оболочкой инстинктов — собственничества, размножения, и «счастливая» «любовь» поэтому ничем не лучше «несчастной» с точки зрения нравственного развития человека — т.к. «счастье» здесь достигается путём удовлетворения всех этих примитивных инстинктов — т.е. когда «любовь» взаимна. Однако и в случае взаимности таковая «любовь» порождает худшие чувства, такие как ревность (патологическая боязнь потерять источник удовлетворения инстинктов), стремление к обогащению (для того, чтобы таким способом привязать свою «возлюбленную» (источник удовлетворения инстинктов) к себе, (чем та как правило весьма умело пользуется) и так далее. Наверное, нет смысла описывать всё это подробно, т.к. каждый может видеть это вокруг себя в реальной жизни. То, что называют «любовью» (и что на деле является не более чем желанием получить другого человека в собственность и пользоваться им) — т.е. поведенческий стереотип, передаваемый из поколения в поколение средствами культуры — порождает и пестует самые отвратительные и гнусные человеческие пороки.

Надо отметить также, что этот, непрестанно воспроизводящийся в культуре, стереотип «любви» наносит обществу ущерб на порядок больший, чем, скажем, вышеупомянутый стереотип положительного отношения к курению и выпивке. Калечатся жизни в буквальном смысле миллиардов людей. Воспроизводство в культуре всего множества стереотипов, связанных с «любовью» — по сути один из главных инструментов порабощения людей, их зомбификации, и по сравнению с этим пропаганда потребления алкоголя и табакокурения — это так, «рождественская сказка», что называется. Поэтому создание произведений, в которых этот стереотип (сумма частных стереотипов) будет развенчиваться, и в которых будет изображаться настоящая Любовь — как светлое, радостное чувство, дарящее человеку истинное счастье и приближающее его к Богу — жизненно необходимо. К сожалению, на настоящий момент в мировой литературе таких произведений крайне мало, фактически их нет вообще.

Исходя из этого, сформулируем некоторые критерии:

• герои произведений Любят, либо показан процесс осознания, что есть настоящая Любовь и преодоления в себе собственнического инстинкта по отношению к людям и его культурной оболочки — привычного понимания «любви»

• ревность изображается в резко негативном свете, испытывать это чувство могут только отрицательные персонажи 
непосредственные следствия стереотипа «несчастной любви» — стереотипы «Все бабы — дуры, все мужики — козлы», «все они такие» и т.д. — должны быть полностью исключены из художественных произведений. Их изображение может быть допустимо только в том случае, если показана вся их мерзость и губительность для нравственности человека.

• необходимо развенчание такого стереотипа как «женщины надо добиваться». Речь идёт о таком распространённом явлении, когда женщина занимает позицию (как правило неявно, т.е. напрямую об этом не говорится, но подразумевается), которую можно примерно выразить так: «сначала покажи мне, чего ты стоишь, и только тогда я стану твоей». Если бы это ограничивалось лишь «романтикой» в виде серенад под балконом, то можно было бы не обращать внимания, однако дело гораздо серьёзней — от мужчины требуется «быть успешным» — в материально-денежном смысле, что, в свою очередь, требует карабканья вверх по головам менее «успешных» и «конкуретноспособных». И этот стереотип, особенно характерный для обществ, существующих в условиях капитализма (фактически, он является одной из основных движущих сил капитализма) усиленно внедряется в культуру. Если говорить прямо, он выражается в «художественных» поделках, заполонивших телеэкран и полки книжных магазинов, примерно так: только «успешный» самец может получить в своё распоряжение роскошную самку. А для того, чтобы быть «успешным» в капиталистическом обществе, необходимо подавить в себе все изначально присущие человеку от рождения добрые устремления, отказаться от всего того, что делает человека человеком.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *